АУКЦИОННЫЙ ДОМ №1
ИДУТ ТОРГИ!
Москва, ул. Хамовнический вал, д.10
8 (800) 302-63-32
Советский рисунок

В советский период графика становится превалирующей специализацией отдельных художников. Этот процесс начался еще в 1900-е годы, когда были созданы, например, большие станковые рисунки В. Серова, продемонстрировавшие эстетические возможности произведения на бумаге. Эскиз Анны Павловой в образе Сильфиды к театральной афише «Дягилевских сезонов», выполненный в лаконичной манере, имитирующей уголь по тонированной бумаге, выдержал почти двухметровый размер и был успешно репродуцирован в литографии. Почти все художники начала XX века, не покинувшие Россию сразу после 1917 года, уделяли большое значение рисунку. Одни тяготели к живописности и цвету, раскрываясь в акварели, темпере и пастели, для других важна была линия, выразительные особенности бумаги как фона, свето-теневые модуляции одним тоном – последние работали карандашом, углем, сепией, соусом. Интерес отдельных художников к рисунку кажется закономерным. Например, Мстислав Добужинский, покинувший Советскую Россию в 1924, много работал в области книжной, журнальной иллюстрации и театральной сценографии. В дальнейшем, профессиональная связь художников-графиков с книжной иллюстрацией и театром станет определяющей. Вообще, можно говорить, что работа на бумаге в большей мере характерна для художников-аналитиков и художников-эстетов. Для первых, к которым можно отнести конструктивистов, супрематистов, последователей П. Филонова и всех художников левого фронта – это способ познания, конструирования, методологии. Для вторых (художники объединений «Мир искусства», «4 искусства», «Жар-цвет» и т.п.) – это эстетизация свойств бумаги, линии, интерес к кропотливой, виртуозной манере. Ранний советский рисунок до 1930-х годов представлен произведениями художников совершенно разных стилистических направлений: от авангарда до традиционалистов. Борьба с формализмом перекрыла многим советским живописцам свободу творчества и только в рисунке можно наблюдать их подлинную жизнь. Этот удивительный феномен мы можем наблюдать как в поздних рисунках таких мастеров как Р. Фальк, К. Петров-Водкин, так и учеников и последователей К. Малевича, П. Филонова. После войны, когда официально все еще господствовала доктрина социалистического реализма, многие молодые художники, как Михаил Шварцман, несогласные с ней, работали «в стол», создавая рисунки и проекты своих живописных работ на бумаге. Советский рисунок в большей своей массе отличает высокий уровень технического мастерства. Ведущую роль в этом сыграла система преподавания рисунка, внедренная в программу ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа, затем Полиграфического института и других художественных ВУЗов СССР

    Лотов нет
    Ваш запрос на добавление лота отправлен на модерацию!